Глава Микец, которую мы, к сожалению, пропустили, была очень важной — в ней была история Йосефа, продажи его в рабство, и завершается она первым приходом братьев в Египет, и встречей с (неузнанным ими) Йосефом…
В конце прошлой главы происходит почти детективная история: братья снова приходят в Египет с Биньямином, и Йосеф велит своим слугам подложить кубок в мешок Биньямина, и обвинить его в краже. На глазах у братьев разыгрывается повторение истории: Биньямин будет потерян, отец лишится последнего сына от Рахель, любимой жены…
Наша недельная глава Ваигаш начинается с того, что Йеуда разговаривает с Йосефом.
Почему именно Йеуда? Во-первых, потому что братья почувствовали — с царем может разговаривать только царь (а это — предназначение Йеуды); во-вторых, потому что Йеуда чувствует свою вину за продажу Йосефа…
На это место есть очень интересный мидраш: Йеуда угрожает Йосефу, демонстрирует сверхчеловеческую силу; Йосеф парирует все его угрозы — и демонстрирует силу не меньшую…
В конце Йосеф говорит: вы сказали, что ваш брат умер — однако Йосеф жив! Сейчас я его позову… И братья начинают оглядываться — откуда выйдет их брат?
В этот момент Йосеф говорит: «Я — Йосеф! Жив ли мой отец?»
Вы говорите, отец не переживет потерю Биньямина? А почему вы не думали об этом, когда продавали меня? Где были ваши чувства по отношению к отцу?
Вопрос: почему, когда случилось чудо, и Йосеф не погиб в яме со змеями и скорпионами, братья не поняли, что Всевышний не хотел его смерти, а значит, в ихнем суде был изъян?
Интересно, что даже когда Йосеф признался, братья ему не поверили! И тогда написано «ваши глаза видят» — комментируют Раши и Бааль аТурим, что Йосеф показал им свое обрезание — брит мила.
Далее Йосеф посылает за отцом повозки — агалот: если отец вам не поверит, скажите, что последнее, что мы учили, был закон об «эгла аруфа».
И у нас с вами есть такой обычай, расставаясь — выучить «на прощание» алаху.
Почему Яаков не хотел отпускать Биньямина в Египет? Он боится пути, даже больше, чем Египта. Путь — это время, когда «Сатан мекатрег», когда становится более сильным обвинитель… «Рахель умерла в пути, Йосефа послал в путь — и потерял», и этого возможного несчастья в пути и боится Яаков.